Борьбу с мошенниками усилят – в приложениях банков появятся спецкнопки для жертв обмана

09:00 02.10.2025
Борьбу с мошенниками усилят – в приложениях банков появятся спецкнопки для жертв обмана

Заявить о мошенничестве станет проще – в приложениях крупнейших российских банков появятся специальные кнопки для информирования об операциях, совершенных злоумышленниками. Соответствующий функционал банки обещают внедрить в октябре текущего года по указанию ЦБ РФ. Впрочем, инициатива является не первой мерой регулятора по борьбе с мошенничеством, но пока усилия не приносят должного результата – только по итогам 2024 года злоумышленники смогли украсть у россиян почти 300 млрд. руб., а за 7 месяцев 2025 года сумма ущерба превысила 119 млрд. руб.

Как будет работать кнопка для заявления о мошенничестве?

Спецкнопка для подачи заявления об обмане появится в приложениях банков – новый функционал позволит жертвам обмана моментально заявить о случившемся и получить документы для подачи в правоохранительные органы. Функционал будет работать по схеме:

  1. Человек, подвергшийся мошенничеству, нажимает кнопку в приложении банка.
  2. Кредитная организация сразу получает информацию и формирует заявление о том, что операция совершена без согласия клиента либо путем обмана.
  3. На основании заявления банк сформирует справку с указанием данных по проведенной транзакции, включая реквизиты получателя средств.
  4. Справку можно будет использовать при обращении в полицию.
«Банки должны обеспечить возможность подачи заявления о мошенничестве через банкоматы и устройства самообслуживания, т.к. зачастую доступ в интернет-банк ограничивается или утрачивается в результате обмана», – указал ЦБ РФ.

Добавить спецкнопки в приложения должны крупные российские банки, включая Сбербанк, ВТБ, Т-банк,Альфа-Банк, МКБ и Россельхозбанк.

Какие схемы хищения средств россиян используют мошенники?

Внедрение нового функционала в приложения банков обусловлено необходимостью усиления защитных мер для борьбы с злоумышленниками – мошенники постоянно совершенствуют свои методы обмана с использованием инструментов социальной инженерии. Так, мошенники могут выдавать себя за следующих лиц:

  • работников банка, чаще всего – из службы безопасности;
  • курьеров, которым нужно доставить жертве подарок, например, в день рождения;
  • сотрудников правоохранительных органов;
  • известных блогеров, проводящих розыгрыши и лотереи;
  • коллег жертвы – для обмана создаются целые групповые чаты;
  • представителей маркетплейсов и продавцов онлайн платформ.

Ключевая цель обмана – ввести жертву в заблуждение, получить доступ к интернет-банку либо вынудить человека самостоятельно перевести деньги «на безопасный счет». Обману подвергаются лица вне зависимости от возраста и профессии – нередко мошенникам удается похитить деньги даже у тех россиян, которые отличаются высокой финансовой грамотностью и хорошо осведомлены о популярных схемах злоумышленников.

Фото: лжс.рф