Максимальная прозрачность – банки обязали раскрывать причины блокировки карт

12:00 04.09.2025
Максимальная прозрачность – банки обязали раскрывать причины блокировки карт

ЦБ РФ обратился с письмом к коммерческим банкам – кредитные организации обязали раскрывать клиентам причины блокировки карт. Теперь россияне, по счетам которых приостановлены операции, смогут получить исчерпывающие данные о том, почему введены ограничения. Более того, банки будут информировать пользователей о действиях, необходимых для отмены блокировки и восстановления прав. Регулятор проконтролирует соблюдение данных требований.

Почему ЦБ РФ указал на необходимость раскрытия причин блокировки?

Банк России подчеркнул обязанность финансовых учреждений раскрывать клиентам причины, по которым приостанавливаются операции и блокируются денежные средства. Как отметил регулятор в письме, сейчас существует несколько проблем:

  • банки блокируют транзакции, но не сообщают клиенту конкретную законодательную норму, на основании которой установлено ограничение;
  • встречаются ситуации, когда в качестве причины блокировки указывают одновременно два закона – 161-ФЗ и 115-ФЗ, что недопустимо;
  • клиенты не получают достаточной информации о причинах ограничений и порядке их снятия.

Как итог, россияне, чьи счета заблокированы, оказываются в информационном вакууме – они не знают причин произошедшего и не понимают, что нужно предпринять. Теперь банки будут обязаны указывать точную норму закона, послужившую обоснованием заморозки средств, а также разъяснять порядок действий для разблокировки.

Что делать, если банк заблокировал карту?

Банки блокируют карты россиян при подозрении в совершении неправомерных операций, включая транзакции, направленные на финансирование терроризма и экстремизма, а также в интересах мошенников. Эксперты напоминают, как действовать в случае введения ограничений:

Кредит «Прайм Выгодный»
Кредит «Прайм Выгодный»Совкомбанк, Лиц. № 963
до 5 млн ₽
на срок до 5 лет
Подать заявку
  1. Обратитесь в банк, чтобы выяснить причину и инициатора блокировки.
  2. Обратитесь напрямую к инициатору для выяснения порядка действий.
  3. Подготовьте документы, подтверждающие легальность средств.
  4. Направьте инициатору письменное обращение с документами.
  5. В случае отказа будьте готовы защищать интересы через ЦБ РФ, финансового омбудсмена и судебные органы.
«Обязательно фиксируйте жалобы и обращения, не стоит придумывать «легенды» и фальсифицировать документы – ложь быстро вскроется, что приведет к еще большим негативным последствиям», – подчеркивают эксперты.

Специалисты отмечают, что система блокировок по-прежнему остается сырой и недостаточно проработанной, что иногда может приводить к необоснованным ограничениям. Новые разъяснения ЦБ РФ помогут повысить прозрачность действий банка для клиентов.

Фото: gostei.ru