Обманывают все чаще – Сбер раскрыл популярные в 2024 году схемы мошенничества

15:00 05.12.2024
Обманывают все чаще – Сбер раскрыл популярные в 2024 году схемы мошенничества

Телефонное мошенничество в России продолжает набирать обороты – в 2024 году злоумышленникам даже удалось установить рекорд по объему похищенных у россиян денежных средств. Так, без согласия клиентов с банковских счетов выведено почти 5 млрд. руб. только по итогам второго квартала. Почти две трети жителей страны регулярно сталкиваются с попытками обмана – чаще всего в ход идут уже привычные методы социальной инженерии, когда жертву вводят в заблуждение и вынуждают переводить деньги либо предоставлять доступ в интернет-банк. Специалисты СберБанка раскрыли самые популярные схемы мошенничества.

Какие схемы мошенничества – самые популярные в России?

Наибольшей популярностью в РФ пользуются схемы телефонного мошенничества – жертве звонят либо пишут в мессенджерах и социальных сетях. В Сбере назвали детали самых популярных схем обмана:

  • взлом учетной записи на портале «Госуслуги» (около 40% всех случаев) – жертве сообщают о попытке несанкционированного доступа и в целях защиты от злоумышленников просят восстановить пароль, сообщив коды из SMS либо другие данные;
  • поступает звонок из ЦБ РФ, ФСБ, МВД, других правоохранительных органов – легенды могут быть разными, жертву просят установить приложение, назвать информацию, сообщить коды и пароли, перевести деньги на «безопасный счет»;
  • пишут или звонят в мессенджерах от имени топ-менеджера по месту работы – используют фото и иные данные о руководителе, чтобы получить доступ к информации либо сообщить о звонке из МВД.
«Мошенники обычно используют актуальную повестку дня – мобилизацию, уплату налогов, повышение ключевой ставки. Основная цель – получить доступ на Госуслуги или в интернет-банк, чтобы похитить накопления, а также оформить на жертву кредиты и займы в МФО», – отметил эксперт.

В ВТБ заявили, что наиболее часто мошенники представляются работниками площадки «Госуслуги», покупателями с сервисов объявлений и сотрудниками сферы ЖКХ. Звонить могут с предложением инвестиций, подработки, социальных опросов, от имени оператора связи, сотрудников банков и правоохранительных органов.

О чем важно помнить, чтобы не стать жертвой мошенников?

Защититься от мошенников помогают системы безопасности банков – в 2024 году число отраженных атак злоумышленников увеличилось в пять раз. При этом ключевая роль в защите финансов принадлежит самим гражданам, которых пытаются обмануть. Чтобы не попасть на удочку мошенников, необходимо следовать правилам:

  • не вводить данные банковских карт на сомнительных сайтах, в т.ч. похожих на порталы известных магазинов или предлагающих хорошие скидки;
  • не переходить по ссылкам, присланным на электронную почту и в мессенджеры;
  • не открывать полученные аналогичным способом файлы в формате .apk;
  • не сообщать третьим лицам персональные и платежные данные, кем бы данные лица ни представлялись;
  • использовать фильтр входящих звонков, чтобы сразу видеть спам и попытки обмана.

Если на телефон поступает звонок из банка, с портала Госуслуги, от имени органов власти, рекомендуется прервать общение и перезвонить по официальным номерам либо обратиться непосредственно в офис для уточнения возникших вопросов.

Фото: klerk.ru