- Курсы валют
- Кредиты
- Вклады
- Ипотека
- Автокредиты
- Кредитные картыКредитные картыПодбор кредитной карты
- Подобрать карту
- Займы
- Банки
Россия
Банк России планирует заняться законодательным регулированием BNPL-сегмента – сервисов рассрочки, предлагающих покупку товаров с разделением оплаты на несколько частей. Проект документа ЦБ РФ подготовит к лету текущего года – условия работы платформ будут зависеть от характера оказываемых услуг: платную рассрочку де-факто приравняют к потребительскому кредиту, а для бесплатной – создадут отдельный реестр операторов. Представители сервисов рассрочки в целом позитивно оценивают ожидаемые нововведения, хотя и называют их преждевременными из-за незначительной доли рынка.
В 2023 году россияне приобрели в рассрочку товаров ориентировочно на 110 млрд. руб. (итоги не подведены) – за год показатель вырос почти втрое. Необходимость регулирования отношений между BNPL-сервисами и потребителями ЦБ РФ объяснил несколькими причинами:
Отрасль продолжает набирать популярность – в 2024 году сервисы рассрочки запущены в Тинькофф, СберБанке, Альфа-Банке, Совкомбанке, «Яндекс». О необходимости регулирования ЦБ РФ заявлял еще в 2021 году, а несколько месяцев назад с аналогичным поручением выступил и Владимир Путин.
Банк России предлагает принципиальное разделение рассрочки на платный и бесплатный тип с разными условиями регулирования. Платную рассрочку приравняют к потребительскому кредиту – заключить договор с покупателем сможет только профессиональный кредитор. Информация о задолженности будет в обязательном порядке передаваться в БКИ и влиять на показатель долговой нагрузки.
Для бесплатной рассрочки требования, как ожидается, будут не столь жесткими – услугу смогут оказывать уполномоченные операторы, включенные в реестр. ЦБ РФ планирует установить требования для защиты прав потребителей, а лимит рассрочки ограничат – точная сумма пока не определена, но, вероятно, находится в диапазоне 60-80 тыс. руб.
Представители BNPL-сервисов позитивно оценивают перспективы регулирования отрасли, видя необходимость в отделении рассрочки от иных кредитных продуктов:
«Наиболее проблемное с точки зрения предложение – обязательная передача сведений в БКИ: здесь идентификация клиентов осуществляется по паспортным данным, рассрочка же привязана к номеру телефона, для оформления документы не нужны», – подчеркнул эксперт.
Вместе с тем, ЦБ РФ отверг предложение Тинькофф Банка о создании альтернативы БКИ – отдельный сервис по обмену информацией между участниками рынка в повестке дня не значится.