- Курсы валют
- Кредиты
- Вклады
- Ипотека
- Автокредиты
- Кредитные картыКредитные картыПодбор кредитной карты
- Подобрать карту
- Займы
- Банки
Россия
Минюст собирается ввести новые ограничения для коллекторов и кредиторов – взыскателям усложнят схему взаимодействия с родственниками и знакомыми должников, допустивших просрочки по договору. Кроме того, взаимодействие окажется возможным только при наличии разрешения – должники будут заранее давать согласие на контакты. Новшество может появиться уже в начале 2021 года – пока проект поправок в федеральные законы разрабатывается, первая редакция уже опубликована Министерством юстиции.
Действующее законодательство в сфере взыскания разрешает коллекторам связываться со знакомыми должников, если они не выражают несогласия, а заемщик – дал разрешение. На практике уже при оформлении заявки на кредит МФО получают номера телефонов третьих лиц и письменное разрешение клиента, как итог – при наличии просрочек звонки будут поступать родственникам и друзьям. Пока третьи лица не заявляют об отказе, с ними можно взаимодействовать, соблюдая общие правила – ограничено только количество контактов в день, неделю, месяц.
«В договорах с заемщиками нет пункта о взаимодействии с третьими лицами, но клиент может сам указать несколько номеров для связи – не только свой, но и родственников, тогда при нарушении условий звонки им будут неизбежны», – рассказали представители банков и МФО.
Новая редакция законопроекта предполагает получение согласия в письменном виде и от заемщика, и от третьих лиц, к которым отнесут родственников, знакомых, друзей, коллег по работе, соседей. Граждане должны будут выдать разрешение на обработку персональных данных любыми способами, включая личные встречи, отправку корреспонденции, электронных писем, звонки, сообщения текстовые и от роботов-коллекторов.
Читайте также: Какую зарплату хотят россияне?
Поправки, предлагаемые Правительством, не единственные за прошлые месяцы – в 2019 году уже приняли закон, ограничивающий взыскателей при звонках должникам. Идея ужесточить взаимодействие и с третьими лицами обусловлена несколькими причинами:
«Практика звонков родственникам и знакомым является недобросовестной, зачастую взыскатель находит контакты посредством социальных сетей и иными способами», – поддержали идею в Центробанке.
Жалобы на звонки третьим лицам находятся на втором месте по популярности у должников, обращающихся в ФССП. На первом – недовольство способом взыскания.
Опрошенные представители МФО указывают, что взаимодействие с родственниками должников происходит в 50% случаев, когда допускаются незначительные просрочки. Если взыскание осуществляется принудительно, звонки третьим лицам поступают в 70% ситуаций, так как сам заемщик обычно не идет на контакт. Введение поправок и ограничений значительно усложнит работу коллекторов – действовать законными методами окажется практически невозможно.
Фактически, кредитор не сможет никоим образом получить согласие третьего лица на звонок – присутствие родственников не требуется при подписании договора займа. Эксперты уверены, что практика сбора сведений о знакомых должника просто потеряет актуальность, станут более востребованными методы судебного взыскания.